Профпросвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.
Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.
Взаимодействие с предприятиями (экскурсии) – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ.
ПЛАН ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ № 103
ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ
Родителям о профориентации
В жизни каждого ребенка существует немало ключевых этапов: адаптация в детском саду, школе, становление собственной личности, осознание своего места в современном обществе. Наряду с этим можно назвать факт профессионального самоопределения. Именно от того в какое учебное заведение поступит ваш ребенок, какую специальность он выберет, зависит его дальнейшая карьера.
Родители часто уделяют внимание изучению рынка труда: какие профессии наиболее востребованы на данный момент, какие специальности принесут больший доход. Но вместе с тем важно уделять внимание способностям и желаниям вашего ребенка. Возможно, он может стать прекрасным музыкантом, художником, журналистом, или переводчиком. Тогда будет ошибкой учится на факультетах технической направленности. Именно в этот момент у учащихся часто возникает конфликт между желанием получить ту или иную специальность и уровнем самооценки, который часто не совпадает с действительным уровнем психологических возможностей подростка, финансовыми возможностями семьи и т. п.. Поэтому довольно значительная часть детей не готова к выбору профессии, хотя и имеет высокий уровень притязаний.
Нужно отнестись к процессу профессиональной ориентации серьезно, знать, что этот процесс сложный, противоречивый, длительный. Школа делает многое в формировании профессиональных намерений. В процессе обучения на каждом уроке, будь то биология или литература, обучающиеся знакомятся с содержанием самых разных профессий. На уроках технологии, основах выбора профессии дети узнают, какими профессиональными качествами должен обладать представитель той или иной профессии, учатся оценивать свои психофизические особенности. Кроме того, в школе работает психолог, который оказывает помощь учащимся в их самоопределении.
Но, несмотря на объем профориентационной работы, проводимой в школе, все же на профессиональные намерения учащихся в большой степени влияют и семейные традиции.
- Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность;
- Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно;
- Полезно предложить ребенку поработать на весенних или летних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие;
- Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор;
- Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть;
- Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.
Роль родителей в профориентации своих детей велика. Их жизненный и трудовой опыт, авторитет, уровень материального обеспечения семьи оказывает большое влияние на выбор будущей профессии. Хорошее отношение к своей работе со стороны отца, матери, старших братьев, сестер, их удовлетворенность своей профессией, часто являются достаточным моральным стимулом для того, чтобы подросток заинтересовался содержанием их труда и в дальнейшем выбрал одну из «семейных» профессий. МОДЕЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В МБОУ №103 |
НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАНЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Профпросвещение и информирование – расширение представлений (учащихся, родителей, педагогов) о рынке труда, ознакомление с миром профессий, их содержанием, сведения о путях приобретения различных профессий.
- Диагностика и консультирование – установление и изучение признаков, характеризующих отклонение различных «параметров» конкретного человека от требований избранной профессии; оказание помощи в выборе индивидуального пути получения конкретной профессии.
- Взаимодействие с колледжами и вузами Челябинска – объединение усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации.
- Профессиональный отбор и профессиональная адаптация – установление психологических особенностей человека, его подготовленности к выполнению трудовых функций применительно к определенным группам профессий с помощью аппаратурных и социально-психологических методов; процесс приспособления молодежи к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Одно из самых важных решений, которые человек принимает в своей жизни – выбор профессии и карьерного пути, который определит качества всей дальнейшей жизни. В рамках национального проекта «Образование» созданы специальные платформы, позволяющие познакомиться со всеми перспективными профессиями. На платформах для профориентации ребенок может пройти интерактивный тест, отметив любимые предметы, личные качества, цели и ценности, и получить рекомендации по спектру подходящих профессий. Просмотреть открытые уроки по данному направлению. И, наконец, просто прочитать, чем конкретно занимаются люди той или иной профессии. БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ ОТКРЫТЬОфициальное сообщество ВК |
http://www.rabotka.ru/infoworker/ - Справочник профессий
http://www.moeobrazovanie.ru/professions_all.html- Каталог профессий России
http://www.ucheba.ru/prof- Рейтинг востребованных профессий
http://jobinrussia.info - Карта рынка труда в России
https://synergy.ru - Университет СИНЕРГИЯ
https://oksmena.ru/prof - ГБНОУ "Образовательный комплекс "СМЕНА" (отдел диагностики и консультирования)
https://proektoria.online/lessons -Всероссийский портал "Проектория"
https://chelyabinsk.postupi.online/test-spo/ - Тесты по профориентации в Челябинске